МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова»
«Самообразование учителя»
Расширенное заседание методического совета,15.02.2010 г.
Учитель 21 века
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Учитель 21 века – это:
-
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
-
умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; · умеющий организовать рефлексивную деятельность;
-
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от учителя постоянного совершенствования знаний.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».
Профессиональный рост учителя возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Для этого необходимо каждому учителю в соответствии с его профессиональными потребностями создать условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности педагогов на районном уровне. Формировать атмосферу творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования учителя являются:
-
эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
-
творческий рост учителя,
-
внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.
Среди мотивов можно выделить следующие:
-
мотивы успеха,
-
мотивы преодоления профессиональных затруднений,
-
мотивы, направленные на улучшение материального благополучия,
-
мотивы профессионального признания,
-
карьерные мотивы
и другие мотивы.
Условия профессионального роста:
-
самообразовательная работа над рефератом по теме;
-
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
-
обзор в Интернете информации по теме;
-
посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
-
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
-
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
-
проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
-
изучение информационно-компьютерных технологий;
-
общение с коллегами в ОУ, районе и в Интернете;
-
участие в конкурсах;
-
помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование профессионального уровня учителя.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Формы самообразования учителя:
-
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
-
коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе.
Самообразование должно начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя.
Результативность
Молодому учителю самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У творчески работающего учителя возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Учитель: Гончаров О. Н.
|