Пятница, 17.05.2024, 13:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 246
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сохраним мыслящего человека
Эссе участника районного конкурса «Учитель года – 2005»
 
"Сохраним мыслящего человека!" 
Вступление
   В период бурного развития компьютерных технологий у учеников резко пропадает интерес к точным и гуманитарным наукам, пропадает интерес к мыслительной деятельности, к чтению, к познанию. Вся деятельность учащихся сводится к приобретению легких навыков пользователя персональных компьютеров, увлечению компьютерными играми, прослушиванию поп-музыки. Если на материал «Диаметр молекулы составляет 10-17 см!» учащиеся раньше ставили вопрос: "А как это определить?", то сейчас на этот же материал ставится упрек: "А зачем мне это надо?" При таком продолжении событий мы придем к бездумному обществу.
Основная часть
   Я считаю, что нужно воспользоваться, не делая задержки во времени – упущенное время, и мы окажемся в этом бездумном обществе – воспользоваться бурным развитием компьютерных технологий для рационального использования времени, отведенного для обучения и воспитания подрастающего поколения.  Сейчас практически все учителя-предметники и ученики овладели простейшими навыками пользователя. Давайте представим, в каждом учебном кабинете на рабочем столе учителя находится системный блок, мышь и проектор, направленный на настенный экран, расположенный на доске (или на одном уровне с доской): его можно использовать в качестве классной доски. На первом слайде презентации текущего урока написана дата, классная работа и тема урока. Учитель ставит цели и задачи урока, по возникшим после этого на этом же слайде ответам или образцам решений домашних заданий проверяется правильность выполнения домашнего задания классом и отдельными учениками, здесь же на доске проводится корректировка работы учащихся. На следующем слайде (на каждом слайде сохранены дата, классная работа и тема урока) появляются элементы для актуализации опорных знаний: графики, формулы, чертежи или задания для устных упражнений – повторяется необходимый материал. Далее ставится проблемный вопрос – вопрос, построенный на предыдущем материале в измененной форме и требующий новых знаний, или из жизненной практики и требующий объяснений. Вопрос, требующий разрешений!   Материал для решения такого вопроса можно наглядно, последовательно и красочно представить в очередном слайде презентации текущего урока. Для проверки первичного усвоения новых знаний и навыков действий можно дать несколько легких заданий в следующем слайде. Для развития вычислительных навыков и логического мышления учащимся можно предложить тест в электронных таблицах Excel или в редакторе Word, сделав соответствующие гиперссылки с текущего слайда. Тесты позволят учащимся проверять свою деятельность, возвращаться к решению при несовпадении ответа. Кроме того таблицы Excel позволят тут же узнать оценку своей деятельности. В очередном слайде можно дать несколько вопросов для корректировки знаний учащихся. Здесь же может всплыть задание на дом. Желательно параллельно с изучением определенной темы, рассчитанной на несколько уроков, готовить учебный проект по теме силами учащихся. Для чего на первом уроке охватить тему в общем объеме, рассмотреть ее крупным планом, поставить основополагающий вопрос, развить гипотезы и разбить учащихся класса на группы для детальной проработки отдельно взятой темы, направленной на подтверждение определенной гипотезы путем творческой работы каждого ученика группы по этой теме. Результаты работы группы представлять в информации, обработанной в приложениях (Microsoft Word, Microsoft Power Point или Publisher). По завершению темы провести урок-конференцию, заслушав работы каждой группы последовательно, обобщив тем самым материал темы и развив индивидуальные особенности учащихся. При таком подходе к изучению нового материала необходимы навыки учителей-предметников по работе с приложениями Microsoft Office, которыми учителя уже владеют или приобретают на курсах повышения квалификации. Еще при старых компьютерах (Электроника-МС) в компьютерном классе я проводил уроки математики с применением ЭВМ. Составлял сам, а затем приобщал и учеников к составлению программ на языке Basic для применения компьютеров при изучении нового материала, проведения тестов, самостоятельных и контрольных работ с выставлением компьютером оценки за выполненную работу. Учащиеся с удовольствием работали на таких уроках. Во-первых, экран мониторов для них был классной доской, на которой стояла дата, классная работа и тема урока (это поддерживалось и на следующих кадрах программы). В считанные минуты с помощью возникающей графической иллюстрации и сопровождающимся комментарием (объяснением) учителя учащиеся усваивали и осознано воспринимали новый материал. При таком изложении не требовалась долгая работа учителя у доски для последовательного построения определенных элементов чертежа, его усложнения в ходе углубления (например, при изучении тем «Обыкновенные дроби», «Сравнение дробей», «Сложение и вычитание дробей», «Изображение дробей на координатном луче»). Для изучения этих тем необходимо столько иллюстраций да разбиений, чертежей да отметок на них. На экранах компьютеров это выполнялось последовательно, наглядно, аккуратно и красочно, и за считанные секунды после очередного нажатия клавиши «пробел». «Доска» для очередного материала легко «вытиралась» командой (очистка экрана). Во-вторых, учащиеся с удовольствием выполняли задания, которые «проверял» сам компьютер и «оценивал» их работу. С каким восторгом они соскакивали с места, когда компьютер им ставил «5»! за самостоятельную или контрольную работу. Они все стремились к такому результату, а это означало выполнить задания правильно и уложиться во времени. В настоящее время не требуется «программировать» такие уроки – сейчас такие возможности дают приложения Microsoft Power Point и Microsoft Excel.
Заключение
   Используя бурное развитие компьютерных технологий, появившиеся в наших руках приложения Microsoft Office, такие как Microsoft Word, Microsoft Power Point и Microsoft Excel и другие программные материалы, давайте ускорим развитие наших школьников, применим программное обеспечение для быстрого, последовательного и красочного изложения нового материала, для развития логического мышления, развития самоконтроля. Используем новые возможности для творческой деятельности учащихся! Научимся правильно использовать новые «орудия труда» в нашей педагогической деятельности и учащиеся отойдут от пустого время препровождения в компьютерных играх, а займутся серьезной творческой, познавательной и мыслительной деятельностью.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (14.02.2010)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright ГончаровОН © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz