Оценка способностей
Работу с одаренными детьми часть учителей понимает как работу с учениками с ярко выраженной одаренностью по предмету. В результате из-за отсутствия таковых отсутствует и соответствующая работа. В практике работу с одаренными необходимо понимать как выявление и развитие способностей одаренных учащихся.
Способности учащихся в ученическом коллективе желательно сопоставить со спектром дневного света и рассматривать его как спектр способностей ученического коллектива.
Спектр способностей ученического коллектива
Код участка спектра |
Участки спектра дневного света |
Участки спектра способностей учащихся |
Уровень знаний |
Оценка знаний
(в баллах) |
К |
красный |
с выраженной одаренностью |
А, В,, С |
6 |
О |
оранжевый |
способные |
А, В, (С) |
5 |
Ж |
желтый |
имеют способности |
А, В |
4 |
З |
зеленый |
с промежуточными успехами |
А, (В) |
3 |
Г |
голубой |
со слабыми способностями |
А |
2 |
С |
синий |
не проявляющие способности |
(А) |
1 |
Ф |
фиолетовый |
УО |
- |
0 |
Участок «К»: таким ученикам говорят «5+» или «если можно было бы, то я поставил(а) бы тебе оценка «6»». Эти ученики справятся с любым творческим заданием.
Участок «О»: ученики-отличники или близкие к ним, берущие умением, старанием и добросовестностью. Участок «Ж»: ученики, усваивающие материал и способные выполнить творческие задания, но не проявляющие усидчивости и стабильности.
Участок «З»: ученики, справляющиеся с обязательным уровнем подготовки.
Участок «Г»: ученики старательные, но их уровень обучаемости не высок.
Участок «С»: ученики, не проявляющие способности и желания к учебе.
Участок «Ф»: ученики, с неполноценным умственным развитием. Обычно таких учеников направляют на комиссию для перевода в специальные интернаты.
Существующую систему оценок знаний («3», «4», «5») в системе народного образования желательно тоже изменить в систему оценок способностей согласно приведенному спектру способностей: от оценки «0» - полное отсутствие знаний и способностей для их приобретения до оценки «6» - полные знания с наличием выраженной одаренности по предмету.
Работу на верхних участках (К, О, Ж) приведенного спектра и следует рассматривать как работу с одаренными детьми.
Известно, что устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 или 9 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость [1, С.5], то есть внутреннюю удовлетворенность – залог успеха работы с одаренными.
При работе с одаренными необходимо уделять внимание развитию качеств ума: гибкости, глубины и критичности ума [2, С.25].
Для развития гибкости ума надо:
- решать задачи несколькими способами;
- применять различные формулировки условия задачи;
- учить переключению с прямого хода мыслей на обратный;
- включать задания неоднородной тематики.
Для развития глубины ума надо учить учащихся:
- выделять главное отношение в задаче;
- выделять существенные признаки понятия;
- вычленять ведущие закономерные отношения явлений;
- видеть и просчитывать решение на несколько действий вперед.
Для развития критичности ума надо:
- включать задания с противоречивым условием.
Основными формами работы с одаренными являются: кружковая деятельность, подготовка к предметным олимпиадам, вовлечение в интеллектуальные конкурсы, занятие проектной деятельностью, вовлечение в интеллектуальные ученические общества (НОУ).
Основной целью кружковой деятельности в 5-6 классах является пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. Целью подготовки к предметным олимпиадам является выявление учащихся, проявивших себя по математике для участия в районных олимпиадах и для организации индивидуальных занятий с ними. Вовлечение учащихся в различные интеллектуальные конкурсы в настоящее время преследует цели приобщения учащихся к заданиям занимательной математики, поисково-познавательной деятельности и выработке навыков полного и грамотного оформления решений. Занятия проектной деятельностью развивают навыки творческой деятельности учащихся. И высшей формой работы с одаренными является вовлечение учащихся в интеллектуальные ученические общества, такие как НОУ – научное общество учащихся.
НОУ – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов. В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника. Возраст вступления в НОУ – от 12 лет. НОУ обязывает членов систематически заниматься творческой деятельностью.
На практике всплеск творческой активности членов НОУ вызвало создание сайта секции естественно-математических наук «Зеленая планета», на страницах которого размещены - положение НОУ, - план работы и список членов секции НОУ, - критерии оценивания и образцы оформления творческих работ, - результаты участия в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, - творческие работы членов секции, - юные соискатели (фотографии членов секции со своей точкой зрения). Ученики имеют постоянную возможность заглянуть на странички своего сайта [3], показать свои работы, работы и результаты (грамоты участия) своих одноклассников.
Развитие способностей одаренных учеников, то есть учеников верхних участков спектра способностей, в период построения информационного общества в России, в период создания «умного государства» – одна из важнейших задач современного российского учителя.
Библиографический список
1. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике, 5-6 классы. – М.; Глобус, 2009. – 152 с.
2. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе, 5-11 классы. – М.; Айрис-пресс, 2009. – 252 с.
|